Пандемоний
Ад закрыт на реконструкцию
Привет, Гость
  Войти…
Регистрация
  Сообщества
Опросы
Тесты
  Фоторедактор
Интересы
Поиск пользователей
  Дуэли
Аватары
Гороскоп
  Кто, Где, Когда
Игры
В онлайне
  Позитивки
Online game О!
  Случайный дневник
BeOn
Ещё…↓вниз
Отключить дизайн


Зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
   

Забыли пароль?


 
yes
Получи свой дневник!

ПандемонийПерейти на страницу: « предыдущуюПредыдущая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | следующуюСледующая »


суббота, 2 августа 2014 г.
Молнии Зевса... Бериал.Принц Ада 14:32:47
­­


­­Молнии Кататумбо — природное явление, возникающее над местом впадения реки Кататумбо в озеро Маракайбо (Южная Америка). Феномен выражается в возникновении свечения на высоте около пяти километров без сопровождающих акустических эффектов.
Молнии появляются ночью (140—160 раз в год) и разряды длятся около 10 часов. В сумме получается около 1,2 миллиона разрядов в год.
Молнии видно с расстояния до 400 километров. Их даже использовали для навигации, из-за чего явление также известно под названием «Маяк Маракайбо».
Ученые полагают, что такой природный феномен, как молнии Кататумбо — это не только удивительное и зрелищное явление, но и самый огромный генератор озонового слоя Земли.­­ Ежегодно здесь возникают около 1 176 000 молний.
В попытках разгадать тайну молний Кататумбо, ученые пришли к выводу, что здешние заболоченные места выделяют массы метана, который поднимается вверх. А ветры, дующие с гор Анд, приносят грозы и разряды молний, так и возникают удивительные по продолжительности молнии Кататумбо.
Поскольку молнии – это диковинный феномен, восполняющий озоновый слой Земли, правозащитники природы считают, что местность озера Маракайбо должна находиться под охраной ЮНЕСКО.

Подробнее…­­ ­­ ­­
­­ ­­ ­­
­­ ­­ ­­


Категории: Странное в странах, Просто оставлю это здесь, Шутки природы
Прoкoммeнтировaть
Смертельная красота... Бериал.Принц Ада 08:38:40
Если ад существует, то это озеро Натрон.


­­


­­На севере Танзании находится одно из самых красивых и в то же время страшных мест — озеро Натрон. Своим окрасом и смертельностью оно больше всего напоминает ад. Свое название озеро получило из-за содержания в нем большого количества минерала Натрон. Он и делает эти воды такими красивыми, и в то же время опасными. Глядя на это фото сложно поверить, что временами это озеро выглядит вполне обычно. Но когда испарение воды приводит к значительному повышению щелочности Натрона, активизируются некоторые виды бактерий, жизнедеятельность которых окрашивает озеро в кроваво-красный цвет.

­­В озере живут лишь несколько видов животных, среди которых уникальный вид рыб под названием «щелочная тилапия». Кроме того, здесь обитают редкие малые фламинго, для которых это одно из немногих мест размножения.
Воды озера надежно защищают фламинго от хищников во время брачного периода, поэтому миллионы этих птиц прилетают сюда гнездиться, однако это всё же достаточно опасное мероприятие — фламинго строят свои гнезда на островках соли, которые окружают смертельные воды озера.

Подробнее…
­­


Щелочность озера достигает запредельных отметок, а температура воды составляет 60 °C, поэтому животные (в основном птицы), попадая в озеро, немедленно погибают, а их останки покрываются минеральными веществами и затвердевают, превращаясь в каменные изваяния.

­­ ­­ ­­

Впервые уникальную «способность» Натрона убивать животных и превращать их в статуи обнаружил фотограф Ник Брандт во время своего очередного путешествия по Африке. Он сделал репортаж, расположив останки так, будто эти птицы и летучие мыши живы, что сделало его кадры похожими на сцены из фильма ужасов.

­­ ­­ ­­


Категории: Странное в странах, Для меня, Просто оставлю это здесь, Шутки природы
комментировать 2 комментария | Прoкoммeнтировaть
Кладбище Стальено... Бериал.Принц Ада 08:04:46
­­


Подробнее…Монументальное кладбище Стальено (The Cimitero monumentale di Staglieno) - это огромное кладбище, расположенное на склоне холма в районе Стальено (Staglieno) в городе Генуя (Genoa), который находится в Италии. Во всем мире оно известно своими красивейшими монументальными скульптурами и является одним из самых крупных и красивых кладбищ Европы.

­­ ­­ ­­
Дизайн кладбища Стальено начали разрабатывать в 1804 году согласно указу Наполеона, после того, как он запретил погребения в церквях и городах.
Оригинал проекта, архитектором которого был Карло Барабино (Carlo Barabino), был утвержден в 1835 году. Однако, Карло в этом же году умер в результате эпидемии холеры, которая обрушилась на город, и проект перешел к его ученику и помощнику Джованни Баттиста Рисаско.

­­ ­­ ­­

Под кладбище была приобретена часть юго-восточного склона района Стальено. Участок Виллы Вакариза (Villa Vaccarezza) был выбран, как наиболее подходящий, из-за того, что находился в малонаселенном районе и в тоже время близко к центру города. Строительство кладбища началось в 1844 году и его открытие состоялось 2 января 1851 года. В день открытия было произведено 4 погребения.
В течение многих лет территория кладбища несколько раз расширялась и в настоящее время кладбище имеет несколько секций: Английское кладбище, Протестантская секция и Еврейская секция. В центре кладбища Стальено находится статуя Веры, скульптора Санто Варни.

­­ ­­ ­­

В те далекие времена Генуя была крупнейшим научным и культурным центром Италии. Она привлекала к себе реформаторов и богатую буржуазию. Желая увековечить свои достижения выдающиеся люди Генуи развивали традицию траурных скульптур, в частности создавали реалистические произведения, которые размещались на их гробницах.

­­ ­­ ­­

На кладбище Стальено похоронено огромное количество известных деятелей культуры и искусства, а также героев и храбрецов, которые показали свою храбрость в бою. Здесь находится могила Констанции Ллойд, жены Оскара Уайльда. Также здесь похоронены Фабрицио Де Андре (итальянский поэт, автор-исполнитель), Ферруччо Парри (выдающийся итальянский политик), Нино Биксио (ближайший сподвижник Джузеппе Гарибальди) и Джузеппе Мадзини (философ, политик и писатель). Это далеко не весь список великих людей, которые погребены на территории кладбища. Над памятниками трудились такие известные скульпторы, как Леонардо Бистолфи, Эдоардо Альфьери и Джулио Монтеверде.
Также, на кладбище похоронены солдаты, проявившие небывалую храбрость в Первой и Второй Мировой войнах, среди которых есть и Фёдор Андрианович Полетаев (Герой Советского Союза).

­­ ­­ ­­

Кладбище Стальено - это не только место захоронения многих выдающихся людей, но также и место которое своим величием притягивало многих известных писателей и философов, вдохновляя их на новые труды.
­­ ­­ ­­
­­ ­­ ­­


Категории: Кладбища, Смерть где-то рядом
Прoкoммeнтировaть
пятница, 1 августа 2014 г.
... Бериал.Принц Ада 16:21:42
­­


Как много тех, с кем можно лечь в постель,
Как мало тех, с кем хочется проснуться...
И утром, расставаясь улыбнуться,
И помахать рукой, и улыбнуться,
И целый день, волнуясь, ждать вестей.
Как много тех, с кем можно просто жить,
Пить утром кофе, говорить и спорить...
С кем можно ездить отдыхать на море,
И, как положено — и в радости, и в горе
Быть рядом... Но при этом не любить...
Как мало тех, с кем хочется мечтать!
Смотреть, как облака роятся в небе,
Писать слова любви на первом снеге,
И думать лишь об этом человеке...
И счастья большего не знать и не желать.
Как мало тех, с кем можно помолчать,
Кто понимает с полуслова, с полувзгляда,
Кому не жалко год за годом отдавать,
И за кого ты сможешь, как награду,
Любую боль, любую казнь принять...
Вот так и вьётся эта канитель -
Легко встречаются, без боли расстаются...
Все потому, что много тех, с кем можно лечь в постель.
Все потому, что мало тех, с кем хочется проснуться.
Как много тех, с кем можно лечь в постель...
Как мало тех, с кем хочется проснуться...
И жизнь плетёт нас, словно канитель...
Сдвигая, будто при гадании на блюдце.
Мы мечемся: — работа...быт...дела­...
Кто хочет слышать- всё же должен слушать...
А на бегу- заметишь лишь тела...
Остановитесь...чтоб­ увидеть душу.
Мы выбираем сердцем — по уму...
Порой боимся на улыбку- улыбнуться,
Но душу открываем лишь тому,
С которым и захочется проснуться...

Эдуард Асадов


Категории: Стихи..., Чужое
Прoкoммeнтировaть
Итальянский поезд-призрак... Бериал.Принц Ада 13:25:34
­­


Подробнее…­­14 июля 1911 года с римского железнодорожного вокзала отправился небольшой поезд, состоявший из трех вагонов. Он вез публику для осмотра километрового тоннеля в горах Ломбардии — уникального, по меркам начала XX века, сооружения.Эту развлекательную экскурсию для представителей богатых и знатных итальянских фамилий организовала фирма Sanetti. 106 пассажиров с интересом рассматривали достопримечательности, окружавшие новый участок дороги. Спустя несколько часов поезд уже был в Ломбардии. Вот впереди показался тот самый тоннель. Состав вошел в него. Но с другой стороны так и не появился....
Полиция и железнодорожники тщательно обследовали туннель, однако не обнаружили ни следов крушения, ни даже следов копоти от паровозного дыма на каменных сводах.
Зато были найдены два пассажира с исчезнувшего состава, пребывавшие в шоковом состоянии. Лишь спустя некоторое время они пришли в себя и смогли рассказать, что произошло.
По их словам, местность вокруг поезда вдруг покрылась молочно-белым туманом. По мере приближения к тоннелю он густел и превращался в вязкую жидкость. Пассажиров охватил дикий страх, и они выпрыгнули на ходу -благо находились в тамбуре вагона. Остальные пассажиры явно не успели последовать их примеру.
Пострадавшие еще долго страдали психическими расстройствами, вызванными сильным стрессом, но постепенно пришли в норму. Поезд нигде так и не появился...
Напуганные прецедентом, железнодорожные службы Италии предпочли закрыть тоннель для движения и даже завалили входы камнями. А во время войны своды тоннеля обрушила авиабомба, навсегда похоронив эту загадку...

­­Еще более странное событие произошло в Севастополе в 1955 году. По свидетельству дежурного по станции, он услышал звук колес, стук стрелок на путях, шум мчавшегося поезда. Все бы ничего, но пути в этом месте были разобраны давным-давно и поезд – фантом из трех вагонов и паровоза мчался по насыпи, где когда-то проехал в свой последний путь экскурсионный поезд фирмы «Санетти».
Путеец рассказал о страхе, о жутком шуме, который предвещал не менее страшные события. Утро потрясло всех страшным известием – взорвался «Новороссийск». Который был передан в 1947 году Италией русскому флоту при разделе побежденных агрессоров. В Италии он носил имя «Джулио Чезаре» и был одним из лучших на то время линкоров. Итальянцы во время войны были не особо рьяными воинами, но на флоте не было равных легендарным «людям – лягушкам», которые совершали различные диверсии.
Командовал тогда секретным подразделением Валерио Боргезе. Он известен в истории под именем Черного князя. После войны он по-прежнему оставался верен Муссолини и его взглядам. Организовал партию «Черный порядок» и поклялся на шпаге, что ни один итальянский корабль не станет русским.
­­Конечно, нельзя достоверно обвинять Боргезе во взрыве «Новороссийска» — он на тот момент не занимался делами уже порядка 10 лет. Но в конце 50-х годов о нем почему-то вспомнили и за какие-то заслуги наградили одним из правительственных военных орденов.
Можно предположить, что смерть «Новороссийску» принесло проклятие Боргезе. Но что за связь между поездом – призраком и линкольном? Здесь опять начинаются мистические события. Путеец, который видел поезд – призрак, показывал, что двигался он со стороны кладбища, находящегося на склоне горы Гасфорта, где похоронены солдаты итальянской армии.
В 1955 году по указанию наших властей здесь была взорвана и убрана часовня – памятник павшим итальянцам. Это произошло за несколько месяцев до трагических событий с «Новороссийском». Осталась от тех далеких и мистических событий насыпь, на которой в свое время были рельсы, служившие итальянским военным в Крымской войне, и по которой проехал поезд – призрак.
Мистика прослеживается еще в некоторых фактах. Можно предположить, что итальянский поезд забрал души похороненных солдат и оставшихся на чужой земле даже без памятной часовни. Но тут -то и всплывает еще один весьма занимательный факт, ведь одним из спасшихся с исчезнувшего поезда итальянцем был именно Валерио Боргезе.
Тайные силы спасли жизнь юного князя в 1911 году и помогли уже взрослому офицеру исполнить клятву, данную на шпаге. Поезд – фантом стал символом клятвы Черного князя, выполнившего клятву.

Нельзя не упомянуть и о втором везунчике, имя которого к сожалению история не сохранила, известно только, что это был психиатр, в поездке читавший дневники некого мексиканского коллеги Хосе Саксино, датированные 1845 годом, в которых описывались события произошедшие за 66 лет до исчезновения поезда. В записях рассказывалось о том как доктор Саксино самолично наблюдал за сотней итальянцев утверждавших, что они прибыли в Мексику на поезде...
И действительно в мексиканской хронике тех лет фигурирует данное происшествие.
Когда поезд появился в Мехико, часть пассажиров решила выйти из своих вагонов – в город. Данные пассажиры поезда стали хаотично бродить по неизвестному им городу, привлекая к себе внимание его горожан, которые стали сообщать в полицию: о появлении в городе странных людей.
Вся полиция Мехико была поднята «на ноги», сотрудники которой ходили по улицам города, отыскивая итальянцев.
­­Задержанные итальянцы вполне уверенно утверждали, что приехали в этот город из Рима на поезде! Но каждый горожанин знал, что приехать на поезде из Рима в Америку невозможно, т.к. их разделяет: с одной стороны – Атлантический Океан, со второй стороны – Тихий океан.
Задержанные итальянцы в городе Мехико были помещены в психиатрическую больницу.
Когда полицейские и врачи Мехико спросили задержанных итальянцев об их числе, все итальянцы назвали одну цифру – 104 человека! Ориентируясь на эту цифру, полицейские и врачи психбольницы, стали отлавливать итальянцев по городу, чтобы изловить всех – 104 человека.
Горожане подняли шумиху по поводу присутствия в их городе психически ненормальных 104 итальянцев. Начальники города и сами горожане звонили в полицейский участок, а так же в психбольницу, и каждый раз уточняли у полицейских и врачей: Сколько итальянцев задержано, и сколько их осталось поймать?!
Полицейские и врачи завышали цифру, чтобы горожане не паниковали!
Итальянцы же увидев, что их задерживает полиция, стали возвращаться обратно к поезду. Иной раз они меняли одежду и скрытно пробирались к месту стоянки своего поезда.
Итальянцы, находившиеся в психбольнице, умоляли врачей отпустить их к поезду. Они предлагали врачам и полицейским сопроводить их к поезду, чтобы те воочию убедились в том, что поезд действительно существует! Что они сядут в вагоны поезда и покинут Мексику, тем самым, успокоив горожан Мехико.
Один врач сопроводил одного итальянца до поезда и лично убедился в его существовании! Когда врач пришёл ­­обратно к себе в больницу и рассказал сотрудникам о поезде, было решено вызвать полицейских и сопроводить всех задержанных ими итальянцев до поезда. В итоге, всех итальянцев, частями, отвели к их поезду, и поезд удалился в никуда.
Больше никакой информации о людях, оправившихся на прогулочном поезде, не поступало. До наших дней в Мехико сохранилась табакерка, на которой выгранено «1907». О судьбе всего состава так ничего и не известно.
Но есть очевидцы которые во многих странах видели поезд. Например, его видели в Германии, России, Индии, Италии и Румынии. Показания всех кто видел этот поезд очень схожи. Все очевидцы как один говорят, что старинный поезд, состоящий из 3-х вагонов, движется без машиниста и что примечательно все окна плотно закрыты. Локомотив неожиданно появляется из неоткуда и так же неожиданно растворяется. Его движение всякий раз сопровождается облаком молочного цвета.
До наших дней исчезнувший «Санетти» по-прежнему считается без вести пропавшим.


Категории: Городские легенды, Легенды.Мифы.Предани­я, Люди-такие люди..., Проклятия
Прoкoммeнтировaть
Бериал.Принц Ада 09:40:40
Запись только для меня.
Иштван Орос... Иллюзии... Бериал.Принц Ада 08:32:50
­­


Почему-то эти рисунки упорно называют "Оптическими иллюзиями средних веков" Хотя автор этих оптических иллюзий наш современник - Иштван Орос (Istvn Orosz)1951 г.р., решивший проиллюстрировать Корабль Дураков Себастьяна Бранта(Brant, Sebastian) (1457-1521).

Подробнее…­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­

Категории: Артики, Для меня, Просто оставлю это здесь
Прoкoммeнтировaть
понедельник, 28 июля 2014 г.
АМЕРИКАНСКАЯ ГОТИКА... Бериал.Принц Ада 20:41:50
­­


­­В 1930 году Грант Вуд проезжал через штат Айова, где его внимание привлек небольшой симпатичный домик, построенный в стиле так называемой неоготики и принадлежавший, судя по всему, чете небогатых фермеров. Как рассказывал позднее сам Вуд, он вовсе не хотел создавать карикатуру на тружеников полей, просто представил себе людей, проживающих в этом доме. И вот что у него получилось.
Чопорные, неприступные — либо глубоко в душе злые, либо скрывающие какую-то страшную тайну, люди. Недалекий, но, вероятно, непреклонный в своих решениях мужчина крепко сжимает в руке дьявольски острые вилы. Женщина неопределенного возраста в строгой одежде, без намека на какие-либо украшения (брошь на груди, скорее всего, доставшаяся в наследство от матери, — не в счет), укоризненно смотрит в сторону. Рисунок на рубашке фермера повторяет рисунок вил. Эта же тема просматривается и в обшивке дома.
К чести американских фермеров, они, увидев картину, страшно обиделись на художника и даже пообещали публично набить ему лицо, если он у них в Айове (где Вуд создавал свой шедевр) еще раз появится.

­­Короче говоря, ничего хорошего картина художнику не принесла. Родная сестра, с которой он писал портрет женщины, оскорбилась как споим неприглядным видом, так и тем, что ее можно было принять за жену пожилого, да еще и такого противного человека (в каких родственных отношениях находились изображенные на картине люди, Вуд так и не уточнил).
Мужчину художник рисовал, используя в качестве натуры своего личного дантиста, после чего отношения между ними прекратились.

Те, у кого в родительском особняке висели копии «готики» (а висели они во многих домах), рассказывали, что, будучи детьми, всегда боялись дедушку с вилами, да и «пожилая девушка» рядом с ним симпатии не вызывала. А белый домик на заднем плане считался у детишек аналогом «черной-черной комнаты» со всеми вытекающими последствиями — они были уверены, что там, на чердаке, наверняка спрятан труп.
Последние десятилетия картина хранится в Чикагском институте искусств, и до сих пор вызывает интерес у людей, как близких к живописи, так и далеких от искусства вообще. «Американская готика» породила (и до сих пор порождает) множество пародий, большей частью созданных в стиле хоррор.

­­ ­­ ­­

Категории: Артики
Прoкoммeнтировaть
четверг, 24 июля 2014 г.
История пива... Бериал.Принц Ада 15:01:02
­­


Подробнее…
Происхождение пива и его история


­­История пива берет начало с древнейших времен и уходит корнями в первые цивилизации Ближнего Востока. Пиво наверняка самый древний вид алкогольных напитков, первые упоминания о нем насчитывают десять тысяч лет. Спустя такую бездну времени можно только предполагать, как появилось пиво. Однако очевидно, что культура пивоварения тесно связана с культурой земледелия, и пиво существует примерно с тех самых пор, как люди научились перерабатывать зерна злаков в хлеб.

Скорее всего, пиво появилось случайно. На территории современной Сирии и Ирана археологами обнаружены древнейшие глиняные сосуды большой емкости с узким горлом, в которых, судя по всему, хранили зерно. Наверняка в такие сосуды иногда попадала дождевая вода, в теплом климате зерно прорастало, и начинался процесс брожения.

Известно, что около шести тысячелетий назад между Тигром и Евфратом существовала мощная и во многом ­­загадочная цивилизация шумеров. Их высокоразвитая культура и создала первое в истории пивоварение.
Шумеры растирали зерна ячменя и спельты (вид злака, от которого произошла пшеница) в каменных жерновах, заливали их водой, добавляли душистые травы и подвергали это сусло брожению. Спустя некоторое время получался вкусный освежающий напиток, который был отдаленно похож на то, что сейчас мы называем пивом. Пивоварение поддерживали крупные землевладельцы, которые снабжали пивоварни зерном и мельницами для его размалывания, глиняными сосудами для брожения, поставляли прочее необходимое сырье.

В Вавилоне существовали смешанные сорта пива из спельты и ячменя, кроме того, вавилоняне первыми начали осознанно применять проращивание солода. В пиво добавляли различные приправы, однако хмель не применялся. Быть может, он был неизвестен древним вавилонянам, возможно также, что его просто не хотели использовать. Поэтому пиво вавилонян и шумеров имело сладковатый вкус, без привычной для нас хмелевой горечи.
Уже в те времена пиво становится выгодным товаром. Появляются центры коммерческого пивоварения, так, в месопотамском городе-государстве Ур пиво производили профессионально, на продажу.
Благодаря археологическим исследованиям на юго-западе Персии стало известно, как обращались с пивом около 3500 лет назад. При раскопках города Сузы были обнаружены большие шарообразные глиняные сосуды, которые закапывались под полом домов. Эти огромные пивные кувшины накрывались сверху керамической плитой с отверстием посредине.

­­Через отверстие пиво либо вычерпывали, либо вставляли туда специальную трубку, и пили непосредственно через нее. Предполагается, что пить пиво через трубочку приходилось из-за обильной пены на поверхности, в которой были взвешены частицы дробленого солода, а также из-за осадка на дне сосудов. Трубочкой удавалось тянуть пиво из срединной части кувшина, где не было твердых частиц.
Процесс употребления пива через трубочку запечатлен на многочисленных наскальных рисунках той эпохи. Археологам удалось даже выяснить, что в зажиточных домах такие емкости для пива устанавливались под полом помещений, предназначенных для мужских собраний, из чего следует, что пивоварением и потреблением пива уже тогда занимались мужчины. В то время как кулинария была женской стезей.

Кстати, в конце прошлого века пивоваренный завод «Hoepfner» в Карлсруе (Германия) решил поэкспериментировать, используя историческое наследие древних цивилизаций. На протяжении нескольких месяцев испытывались различные комбинации зерновых и пряностей, после чего в соответствующем ассирийскому стилю заведении «Nacht von Susa» («Ночи в Сузах») интернациональной публике, в том числе профессионалам, были представлены три сорта пива, приготовленного по рецептам древних шумеров и вавилонян. Отзывы были самые разные – от самых негативных до восторженных. Все дегустаторы сошлись в одном – шумерское и вавилонское пиво совершенно не похоже на тот напиток, который мы называем пивом сейчас.
Пиво «отметилось» и в знаменитом ныне Кодексе Хаммурапи. Великий вавилонский царь Хаммурапи, подчинивший себе Месопотамию и Ассирию, среди прочего установил правила, связанные с производством и употреблением пива. В 1902 году под Сузами была найдена двухметровая колонна из черно-зеленого диорита с многочисленными клинописными параграфами законов. Знаменитая находка хранится в Лувре. Этот древнейший свод законов, получивший название Кодекса Хаммурапи, составлен примерно за 1700 лет до Рождества Христова.

Кодекс Хаммурапи содержит два параграфа, посвященные производству и продаже пива. Первый параграф ­­устанавливал предельные цены на пиво (в перерасчете на зерно), был направлен против злоупотреблений торговцев, и гласил «если трактирщица поднимет цену за пиво слишком высоко по сравнению с ценой зерна и это будет доказано, тогда следует бросить ее в воду».
По всей видимости, с тех пор как до сведения широкой общественности был доведен этот параграф древнего закона, и пошла юмористическая поговорка «губит людей не пиво, губит людей вода». Второй параграф воплощал в себе заботу древних вавилонян о фальсификаторах, которых полагалось до смерти упаивать собственным же варевом. Там же было указано, что за политические дискуссии среди посетителей питейных заведений хозяева последних могли поплатиться жизнью. Помимо сведений об этих устрашающих мерах, Кодекс Хаммурапи также сообщает, что в те времена почти все лекарства либо растворяли в пиве, либо запивали пивом.

Достоверные свидетельства развитого пивоварения обнаружены археологами и в Древнем Египте. Первоначально египтяне покупали пиво в Вавилоне, и постепенно оно завоевало их симпатии. Разумеется, проделав долгий путь по жаре на верблюдах, пиво теряло большую часть своих достоинств. Жителям долины Нила не оставалось ничего другого, как самим освоить его производство, и пиво вскоре стало народным напитком, одним из основных продуктов питания.
Древнеегипетский иероглиф, обозначающий трапезу, в буквальном переводе звучит как «хлеб и пиво», т.е. тесная связь между питанием, хлебом и пивом существовала уже в те древние времена. Египтяне во времена фараонов в совершенстве владели искусством приготовления ячменного солода, а также умели варить пиво из других злаков, ­­но делали это иначе, чем в Вавилоне. Изобретение пшеничного пива они приписывали богу Озирису.

Древнеегипетское пиво, которое называлось «хек», было сладким и крепким. Египтяне приправляли его ядовитой мандрагорой, которой приписывались чудодейственные свойства. Кроме того, в разные сорта пива добавляли шафран, анис и другие пряности.
Древнейшие из рецептов египетского пива относятся к 3500 году до Новой Эры. Особое целебное действие египтяне приписывали пивной гуще. Ее использовали для различных припарок, а также принимали внутрь. И вообще, египтяне считали, что удовольствие, в том числе и от пива, удлиняет жизнь.
Примерно в 1250 году до Новой Эры фараон Рамсес II попытался ограничить потребление пива и сам выступил в роли примера для подражания, хотя высшие слои египетского общества и без того традиционно предпочитали вино.

Торговлю пивом запрещали и даже закрывали лавки, в которых продавался хек, однако древнеегипетская антиалкогольная кампания не возымела особого успеха. Народ продолжал пить пиво. А пивовары были в Египте настолько уважаемы, что фигурки, изображавшие представителей этой профессии, помещали в захоронения.
Несмотря на то, что потребление пива в древнем Египте всегда было велико, ни одному из фараонов (даже Рамсесу II) на протяжении тысячелетий не пришло в голову облагать производство пива налогами, хотя производство других видов сельскохозяйственной продукции исправно обкладывалось невыносимыми поборами.
Первой до этого додумалась знаменитая Клеопатра, последняя представительница династии Птолемеев, правившая в Египте с 69 по 30 годы до Новой Эры.
Она хотела возобновить строительство пирамид, а для этого нужны были деньги. Разумеется, официальной версией была забота о народной трезвости. Так был введен первый налог на алкогольные напитки.­­

Из Египта пиво пришло в Эфиопию, а оттуда – на Кавказ. В царстве Урарту (территория нынешней Армении) в IX-VII веках до Новой Эры изготавливали крепкое пиво. С Кавказа пиво попало в Европу. Скифы делали пиво из ячменя, дробленого риса, овса и проса.

Германцы начали изготавливать пиво в III веке до Новой Эры. Галлы в I веке Новой Эры делали напиток, весьма похожий на пиво, который сохранился в северной Франции, Бельгии и Англии вплоть до конца XIX века. Примерно к этому же времени восходят свидетельства римлян об употреблении ирландцами напитка из ячменного солода с травяными добавками. Заменой хмелю служили цветки вереска, молодые побеги ракитника, полынь, ягоды лавра и плюща. Подобные добавки применялись наряду с хмелем и позже.
Как известно, древние греки и римляне пили преимущественно вино и о пиве знали не много. Более того, пиво они считали напитком варваров. Грекам еще в эпоху Аристотеля было известно об употреблении пива народами северной и центральной Европы.

Ко II веку Новой Эры центром пивоварения в Европе становятся германские земли, о чем сообщил первый «иностранный корреспондент» Римской империи Публий Корнелий Тацит, автор знаменитого трактата «О германцах».
Тацит говорил о пиве как о жутком, зловещем напитке. Впрочем, судя по всему, Тацит был прав. Известно, что германцы использовали для приготовления пивного сусла все, что им казалось подходящим, например, дубовую кору, листву ясеня и бычью желчь. Такие необычные добавки применялись вплоть до наступления эпохи христианства. Более того, некоторое время монахи даже продолжали эти сомнительные эксперименты, используя для производства пива можжевельник, чернику и грибы.
Тацит пришел к выводу, что с германцами можно покончить не только огнем и мечом, но и стимуляцией местного производства пива, что говорит о высокой степени развития военной науки в Древнем Риме. Для того времени очевидное для нас понятие геноцида – путем инициирования деградации народа посредством массового внедрения алкоголя в повседневную жизнь какой-либо национальной общности – было внове.
От германских земель технология приготовления пива постепенно распространилась в Англии и Скандинавии, а затем, благодаря экспансии европейской культуры, и по всему миру. По этой причине родиной пива принято считать Германию. Да и своим названием европейское пиво обязано древним германцам. В старонемецком языке для обозначения этого напитка существовало слово «bior», в котором нетрудно узнать сегодняшнее немецкое «bier» или английское «beer».
­­Хотя в том или ином виде пиво существовало во многих странах с незапамятных времен, именно хмель произвел в пивоварении подлинную революцию. Хмелеводство началось в Европе в эпоху великого переселения народов. Кстати, хмель был известен еще в Древней Руси, откуда, вполне возможно, и попал в центральную Европу.
Первое упоминание о хмеле относится к VIII веку, однако важнейшим компонентом пива он стал только в XII веке. Впервые добавлять хмель в пиво попробовали при Карле Великом, приблизительно в 800 году. В Германии хмель ценился настолько высоко, что им даже уплачивали государственные пошлины. Постепенно он превратился в европейскую валюту, на первых порах, впрочем, не вполне конвертируемую, так как в Англии до XV века хмель был запрещен к употреблению.

Надо отметить, что средневековое пиво далеко не всегда было безвредным для здоровья. Входившие в его состав галлюциногенные алкалоиды могли вызывать видения, и это служило поводом для множества суеверий. Вплоть до конца XVI века в Европе практиковалось сожжение «пивных ведьм», которых обвиняли в порче пива, хотя, конечно, дело было в несовершенстве технологии.
Видимо, именно в монастырях возникла и реализовалась идея добавлять в пиво хмель. Монахи, в отличие от ремесленников-пивоваров вели изыскания системно, кроме того, они были грамотны и записывали результаты своих опытов, сохраняя их для следующих поколений. Монастырское пиво становилось все лучше и лучше, в том числе благодаря хмелю.
Охраняемых границ в ту пору в центральной Европе не было, и секреты пивоварения со странствующими монахами перемещались из монастыря в монастырь. В конце концов, монастыри официально получили право заниматься производством и торговлей пивом, превратившись в настоящие форпосты пивоварения, а некоторые сохранили этот статус до наших дней.­­
Вопрос о том, почему пивоварение в Европе развивалось именно в монастырях, имеет вполне конкретный, но все же несколько комический ответ. Для благочестивых монахов производство хорошего и крепкого пива стало вопросом жизни и смерти, ведь как иначе они смогли бы выдержать долгие посты? И ладно бы еще в теплой Италии, но в холодной и суровой Германии обойтись без источника высококалорийного питания, разрешенного к употреблению в постные дни, было просто невозможно!
Несмотря на доводы оголодавших монахов, правила соблюдения поста для северных братьев во Христе не облегчались. Так появились первые сорта крепкого пива, тогда же родилось выражение «пиво – это жидкий хлеб». Пиво было настоящим счастьем для монахов, потому что клерикальный принцип гласил «жидкость не нарушает поста». От Папы, который наверняка изменил бы этот принцип, положение пива в рационе монахов мудро утаивалось.

Однако в IX веке пиво было почти запрещено для монахов, но одному из церковных иерархов пришла спасительная мысль провозгласить пиво священным напитком, в результате чего было только регламентировано максимальное количество пива, которое ежедневно могли выпивать монахи. В соответствии с этими правилами, даже в самом нищем монастыре каждый монах получал свыше одного литра пива в день, не считая полулитра вина. В богатых монастырях их счастливые обитатели могли ежедневно наслаждаться почти тройной дозой напитка.
Немало монастырей проворачивало неплохой бизнес, торгуя пивом, в том числе и пивоварня в монастыре Вайенштефан близ Фрейзинга, основанная в 1040 году. Вайенштефан можно назвать старейшим действующим предприятием в мире. Только в 1803 году монастырскую пивоварню взяли в свои руки светские власти, объединив ее с сельскохозяйственной школой. В наши дни Вайенштефан относится к Техническому университету города Мюнхена.
­­Пиво того времени уже вполне можно было сравнить с нынешним. Однако тогда его варили на открытом воздухе, иногда еще без добавления хмеля. Дрожжами, вызывающими спиртовое брожение, пользоваться не умели, брожение протекало самопроизвольно. В результате иногда появлялось пиво, пена которого быстро оседала, а цвет пива был в зависимости от компонентов солода то светлее, то темнее. Пиво на вкус казалось выдохшимся, хотя и было свежим и только что разлитым.

Помимо монастырей, в средние века стали появляться и муниципальные пивоварни, а пивовары объединились в гильдии. На территории нынешней Чехии, в Пльзене и Чешских Будейовицах, коммерческое пивоварение началось не позже XIII века. В начале XV века пивоварня в Чешских Будейовицах снабжала пивом королевский двор Богемии. Тогда-то у местного пива и появился девиз «пиво королей». Примерно в то же время образовали свои гильдии пивовары Германии. В Англии пиво (точнее, его разновидность – английский эль) стало главным национальным напитком к концу XIV века.

К XIII веку в северной Германии варили уже довольно неплохое пиво и притом гарантированно безвредное для здоровья. В ганзейских городах наблюдался настоящий бум пивоварения, а пик этого бума – в Бремене. К концу XV века в Гамбурге действовало около 600 пивоварен.­